В черноморском городе-курорте Геленджик будет построен самый крупный в России яхтенный порт — марина. Помимо 200 яхт, она сможет принимать и европейские круизные лайнеры. Государство выделяет на ее возведение около 5 млрд рублей, почти столько же должны добавить частные инвесторы.
В Геленджикской бухте построят уникальный для России яхтенный комплекс. Помимо прогулочных и спортивных судов, он будет принимать глубоководные круизные лайнеры на двух причалах. Развлекательная инфраструктура включит в себя гостиницу, спорткомплекс, яхт-клуб, концертный зал и рестораны. Государственные структуры уже приступили к разработке проектной документации. Общая стоимость проекта составит порядка 9,5 млрд рублей. «В период с 2015 по 2016 год в Геленджике планируют начать строительство яхт-марины, которая рассчитана на 200 мест. Территориально она разместится в районе нашего грузового порта. Сейчас известно, что уже разрабатывается проектная часть, финансирование проекта будет осуществляться как с помощью федерального бюджета, так и с привлечением частных инвестиций» — Виктор Хрестин, мэр города-курорта Геленджик.
Администрация Геленджика подписала соглашение о реализации этого проекта на выставке коммерческой недвижимости в Каннах еще несколько лет назад, но, учитывая существенный объем вложений из федерального бюджета, полное одобрение проект получил только сейчас. Проектные работы по поручению ФГУП «Росморпорт» уже ведутся генеральным проектировщиком «Ленморниипроект». В ходе строительства большое внимание будут уделять экологии. К примеру, создадут особую систему циркуляции воды, чтобы она не застаивалась в бухте.
«Решение о строительстве марины приняли, только когда концепция, в разработке которой и наша компания принимала участие, полностью понравилась руководству. Сейчас есть поручение Путина о том, чтобы приступить к строительству марины и выделить на это средства — 5 млрд рублей. Частные инвесторы будут вкладываться в развитие береговой рекреационной зоны на площади в 6 гектаров. В нее войдут отель, концертный зал, спортивный комплекс, яхт-клуб и рестораны. Но 9,5 млрд рублей — это все-таки приблизительная оценка стоимости всего проекта, уверен, что она может измениться после того, как будет готова проектировка» — Сергей Ходырев, генеральный директор ЗАО «Геленджикский морской порт».
Участники проекта считают, что о сроках окупаемости проекта говорить еще рано, но обращают внимание на его уникальность для нашей страны. В европейских странах широко развита индустрия яхт-сервиса, позволяющая оказывать более 50 видов различных услуг — от хранения и ремонта до заправки топливом и пополнения провиантом. В среднем один порт, рассчитанный на стоянку 400 яхт, приносит своим владельцам около миллиона долларов в год чистой прибыли.
«Геленджикская марина будет работать совместно с уже существующим грузовым портом. Это будет общий комплекс под единым управлением. Сейчас в порту трудится около 200 человек, в перспективе штат увеличится на 1,5 тыс. человек. Такой симбиоз яхт-клуба и порта возможен за счет того, что наш порт — экологически чистый, мы перевозим только овощи и фрукты, в основном из Турции. Порт будет работать только зимой, потому что летом он закрывается, когда на Кубани падает спрос на зарубежные продукты. Летом будет работать марина. Как показывает практика, на зиму яхты уходят, и мы будем оказывать услуги хранения яхт и на воде, и в ангарах. Это будет комплекс хорошего европейского уровня, и пусть не сразу, но он точно будет заполнен судами. Такого уровня и качества марины в России еще нет — пассажирские порты уже все старые и невзрачные» — Сергей Ходырев, генеральный директор ЗАО «Геленджикский морской порт».
В Краснодарском крае уже несколько лет успешно работают официальные дилеры европейской водно-моторной индустрии. Яхту может приобрести любой желающий, ее доставляют из столицы или с центрального европейского склада, как правило, в течение месяца. Если же подходящего судна не оказалось на складах, то его можно заказать на европейских верфях, что займет больше времени, но обойдется дешевле уже готового судна.
«Единственная ответственность, которая целиком и полностью ложится на плечи будущего владельца судна, — это его грамотное приобретение. При покупке яхты по каталогам легко запутаться в тоннажах, размерах и классификациях судов, поэтому первое, что надо сделать, — это определиться, для чего именно нужно судно и где оно будет использоваться. Например, для рыбалки в лиманах идеально подходят лодки с подвесным мотором и малой осадкой, а для круизов по морской акватории с обширным районом плавания — вместительные моторные яхты и катера с большой осадкой» — Игорь Щипачев, владелец яхты.
Когда все формальности с покупкой завершаются, судно доставляется в выбранный клиентом порт в любой точке Европы, где ему остается получить «прописку» в административных органах — ГИМСе, Речном или Морском регистре в зависимости от класса судна. А так как налогообложение в нашей стране довольно солидное, многие владельцы больших яхт класса премиум предпочитают регистрироваться и выходить в море под теми иностранными флагами, где налоги и цена на выдачу технического свидетельства гораздо ниже. Проблем от этого мало — судно, приписанное к иностранному порту, свободно может бороздить российские внешние воды, если формально раз в году будет выходить за границу минимум на сутки. По материалам: Владислав Жуковский Smartnews